Крестьянское (фермерское) хозяйство Трущенков Александр Дмитриевич
Основным направлением деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства является мясное скотоводство. Место производственной деятельности – Валдайский район.
Дата создания: февраль 2024 года
Трущенков Александр Дмитриевич является победителем конкурса «Агростартап» 2024 года. На реализацию проекта по созданию фермы по откорму бычков Абердин-Ангусской породы получен грант.
В собственности хозяйства находится земельный участок с кадастровым площадью 6,36 га.
В безвозмездной аренде:
– трактор «Беларус 82.1-СМ»;
– трактор «Беларус 952.3»;
– прицеп тракторный 2ПТС4;
– косилка-плющилка Rotex XR6;
– грабли ГВР-6.
В 2024 году был осуществлён закуп быков, которые будут содержаться на откорме до октября 2025 года. Реализация продукции планируется также в октябре 2025 года.
В рамках реализации проекта мясного скотоводства были проведены кормозаготовительные работы. На данный момент заготовлена большая часть сена, необходимого на осенне-весенний период. Идёт постройка ветрозащитного сооружения для зимнего содержания быков. Так же заказаны уличные отапливаемые поилки, их установка планируется на конец сентября. В дальнейшем в течении осенне-весеннего периода планируется производить откорм бычков. Чтобы в летние месяцы, которые являются пиком туризма в Новгородской области, обеспечить Валдайский район фермерской говядиной высокого качества.
Фотоматериалы
©Агропромышленный портал Новгородской области – 2024
[wpforms id=”2958″ title=”false”]
История рыболовного промысла на Ильмене насчитывает многие тысячи лет, так что времени для того, чтобы научиться ловить рыбу, у наших предков было достаточно. Археологи находят орудия рыболовства на неолитических стоянках по берегам озера, в языческих могильниках, в культурных слоях средневекового Новгорода.
В вечевой республике рыбный промысел наряду с торговлей был самым популярным занятием. Рыбу ловили бояре и ремесленники, монахи и крестьяне, старики и отроки. Но если для горожан рыбная ловля была развлечением или приварком к столу, то для жителей многих приильменских сел и деревень рыбный промысел становится основным занятием. Именно в таких селах копился самый ценный профессиональный опыт, создавались собственные технологии, возникали коллективные навыки, передаваемые от поколения к поколению. Многое из этого живет и сейчас. Мало сказать, живет – работает!
Ильмень ничего не отдает даром. Взамен он требует от промысловиков тяжкого труда, бесстрашия, стоического терпения, железного здоровья, сметливого ума и всяческих познаний о той жизни, которая происходит под слоем воды или под толщей льда.
Вот тогда он становится воистину щедрым!
Рыбацкое село Взвад упоминается уже в летописях тринадцатого века, но есть основания полагать, что оно постарше самого Господина Великого Новгорода. Здесь проходил легендарный путь «из варяг в греки», и Взвад был на нем одновременно маяком, лоцманом, дорожной станцией и торговой лавкой. Но главным занятием местных жителей, всегда была и остается рыбная ловля.
Рыбный промысел на озере всегда был накрепко связан с временами года. Весной, как говорят старики, рыба сама «ищет сеть». Пути ее хода давно и досконально изучены, и ловцы точно знают, где ставить снасти. По земской статистике в конце девятнадцатого века вокруг Ильменя выставлялось не меньше сорока тысяч мереж!
Летом в промысловой ловле на Ильмене наступало затишье. У крестьян иные заботы: пашня, сенокос, многие уходили на заработки. К концу лета начинали ловить снетка особыми мелкоячеистыми сетями – «ризцами». Но самый лучший лов на Ильмене – осенний. Начинался он около Ильина дня, (то есть 20 июля по старому стилю), и длился вплоть до замерзания озера. По той же земской статистке в конце девятнадцатого века в озере одновременно промышляли от двух до трех тысяч рыбаков на трех-четырех сотнях лодок.
Самая добычливая снасть по осени – огромные двойные невода-«баламуты». Это фирменная снасть взвадских рыбаков, которая мало поменялась за века, разве что на лодках теперь стоят моторы да сети стали капроновыми.
Устрекские рыбаки предпочитали ловить плавными сетями-двойками. Это когда две соймы, поставив паруса, с вечера и на всю ночь пускаются по ветру, влача за собой плавную сеть – нечто вроде небольшого трала.
Зимний лов – второй по добычливости после осеннего, однако по трудоемкости он первый. Рыбаки полушутя-полусерьезно клянут изобретательного предка, придумавшего на их голову такую тяжелую работу. В основе своей подледный лов тоже мало изменился: только пешню и ворот заменили механический бур и лебедка.
Лов на Ильмене всегда был артельный. К этой форме коллективного труда ловцы пришли естественным путем, добывая из воды живую пищу с помощью большой, тяжелой снасти. Менялись времена, менялась и артель, но в главном все осталось по-прежнему.
Кроме больших артелей были на Ильмене и малые. К примеру, ловцы снетка объединялись на время лова в товарищества по 6 человек. Плавными сетями управлялись четверо. Мережи были индивидуальной снастью. Но в каждом случае, количество ловцов определялось не чьей-то начальственной волей, а чисто производственной необходимостью.
В артели, ловящей неводом-двойником, обычно объединялось двадцать человек. Во главе артели стоял «ватаман», он же «большак». Ближайший помощник ватамана именовался «другий», два самых сильных, сноровистых рыбака, орудующих кольями, назывались «колешные». У каждого ловца артели имелись свои точно обозначенные обязанности, своя зона ответственности.
Обыкновенно на Луку-евангелиста, то есть 18 октября по старому стилю, артели уговаривались с ватаманами насчет ловли будущей осенью. Все желающие собирались у своего будущего вожака, который выбирал тех, кто ему люб. Перед образом зажигалась лампада, все вставали и молились Богу, давая клятву быть во всем послушными ватаману. В ознаменование этого события выпивалось не менее полуведра водки. Сохранялись и другие обычаи, завещанные еще языческой стариной: окуривание неводов, переход всей артели перед первым выходом на ловлю через огонь.
Ватаманом всегда выбирали лучшего, опытнейшего рыбака. Он владел всеми тонкостями лова, обладал таинственным рыбацким чутьем, знал озеро вдоль и поперек, не терялся в сложной, порой смертельно опасной ситуации. Лучших ватаманов чтили и долго помнили, плохих артель спихивала быстро и бесцеремонно, потому как слишком многое от них зависело.
Такие понятия, как «кредит», «подряд», «хозрасчет», предстающие для нас как некое современное изобретение, исправно действовали на Ильмене целыми столетиями. Исстари артель брала у местного лавочника авансовый кредит под предстоящие расходы на снасть, на фураж, провизию, а в конце года расплачивалась из прибыли. Заработок рыбака зависел не от каких-то искусственных показателей, а от главного — от улова.
Транспортировкой рыбы от озера до рынков занимались особые посредники, которых называли рыбаками, тогда как сами рыбаки в старину именовались ловцами. От посредников требовалось много неустанных хлопот, специальных знаний и навыков. Они должны были уметь определить живучесть рыбы, бросая в садок зажженную спичку. Если к спичке бросается сразу с десяток рыб, значит, она хорошо выдержана и может смело прожить в неволе всю зиму. Еще надо было отделять щук и судаков, способных ранить других рыб.
Много рыбы везли в Санкт-Петербург в так называемых «живорыбках». Носовая и кормовая часть этого судна были снабжены водонепроницаемыми отсеками, в бортах были вырезаны продольные щели, через которые поступала свежая вода. Около Семеновского моста прямо под открытым небом действовала рыбная биржа, где совершались оптовые сделки. Столичные гурманы всегда отличали ильменскую рыбу за особый вкус. В самом Зимнем дворце августейшее семейство по постным дням вкушало серебряными ложками ильменскую уху, разлитую в тарелки с двуглавыми орлами.
А рынок сбыта продолжал расширяться. Ильменский судак шел по железной дороге в Варшаву, где повара превращали его в знаменитого «судака по-польски». В еврейских кварталах польской столицы нарасхват шла ильменская щука. Из нее готовили «гефилте фиш» (фаршированную рыбу) – любимое блюдо еврейской кухни.
Часто подавали ильменскую рыбу в зеленом деревянном особнячке на окраине Старой Руссы, где обитало семейство Достоевских. Отобедав, хозяин дома с новыми силами садился писать «Братьев Карамазовых», ведь рыба, как известно, способствует напряженной умственной деятельности.
Впечатляющую картину являл собой рыбный рынок в Новгороде. Каждое утро сюда устремлялись из озера рыбацкие суда со свежим уловом. Возле Юрьева монастыря их подстерегали забредшие по пояс в воду перекупщицы. Совершался моментальный обмен: «вино на рыбу» и, перекупщицы рысью мчались с корзинами в руках торговать на городской рынок.
Берега Волхова, от Великого моста до пароходной пристани, были запружены лодками, садками и плотами. Прямо на пристани рыба сортировалась, раскладывалась по ящикам и корзинам.
В советское время государство фактически монополизировало рыбный промысел. Вместо многочисленных артелей право ловить рыбу в Ильмене имели только три рыболовецких колхоза: «Красный Рыбак», имени Ленина и «Красная искра». Народ в рыбацких селах жил хоть и бедновато, но все же лучше, чем в прочих полунищих новгородских деревнях, кое-кто успел обзавестись даже личными «Жигулями». Устрекский колхоз имени Ленина и вовсе вышел в миллионеры, правда, не за счет рыбы, а благодаря развитому животноводству.
Но вот что удивительно, рыбы в Ильмене колхозы ловили много, а в магазинах нам предлагали только мороженого хека. Рыбаки были, в сущности, отлучены от результатов своего труда. Не получая достойной оплаты, они тайно продавали рыбу на сторону, обычно за водку. Пьянство приобретало все более угрожающие размеры. Доставалось и озеру. В погоне за планом колхозы стали применять электротралы, бессчетно губя молодь. Немалая часть улова пропадала из-за бесхозяйственности и отсутствия холодильников, также как пропадала в те годы добрая половина собранного руками горожан урожая.
Катастрофа назревала, и она случилась в конце восьмидесятых. Вместе с властью рухнули многие колхозы и совхозы, включая рыболовецкие. Обезлюдели поля и фермы, на Ильмене прекратился лов большими неводам. Миновали лихие девяностые, потом никакие «нулевые». Жизнь все поменяла. Вместо трех колхозов, которым раньше принадлежала монополия на лов рыбы в Ильмене, появилось много малых артелей в статусе крестьянских хозяйств.
Перемены в промысле повлекли за собой и перемены на местных рынках.
Сюды вернулось рыбное изобилие. Ильменские лещи, судаки, щуки, лини, окуни, налимы, караси соперничают за покупателя дарами других озер и морей.
Рыба есть на любой вкус и на любой кошелек. Вам ее не просто продадут, а еще и почистят, выпотрошат и учтиво поблагодарят за покупку.
И последнее. Когда задумываешься о том, какие люди питались ильменской рыбой, в голову приходит парадоксальная мысль. Помнится, профессор Мечников любил говаривать: «Еда – это самое интимное общение человека с окружающей средой». Еще говорят: «мы есть то, что мы едим». Тогда получается, что все люди, которые когда-либо употребляли пойманную в Ильмене рыбу, становились частью некого братства, объединяющего тысячи и тысячи самых разных людей, включая императорскую семью, гениального русского писателя Достоевского, варшавского еврея и простого мужика.
Рдейский заповедник находится на территории Поддорского и Холмского районов Новгородской области. Его общая площадь составляет 369,22 км² (охранная зона 48,44 км²).
Климат района умеренно континентальный, близкий к морскому. Среднегодовая температура воздуха +4,9 °C. Средняя продолжительность безморозного периода составляет 143 дня. Продолжительность вегетационного периода — 175 дней. Крупнейшие озера на территории заповедника — Чудское (Поддорский район), Домшинское (Холмский район) и Островисто (Холмский район).
Рдейский заповедник был организован в 1994 году для сохранения и изучения массива сфагновых болот южной тайги — в Полисто-Ловатской системы верховых болот Валдайской возвышенности на водоразделе рек Полисть и Ловать. Целями создания Рдейского заповедника являются:
Ещё в 1973 году Полистово-Ловатская верховая болотная система была включена в список болот международного проекта проводимого в рамках ЮНЕСКО — «Тельма», как одна из уникальных болотных систем России. Полисто-Ловатская система верховых болот — одна из важных орнитологических территорий России, поэтому территория заповедника отнесена к болотам международного значения и включена в теневой список Рамсарской конвенции.
На прилегающих к территориям заповедника участках земли постановлением Администрации Новгородской области от 27 июля 1998 года N 302 “Об образовании охранной зоны Государственного природного заповедника «Рдейский» создана охранная зона площадью 4844 га и утверждено соответствующее Положение, которым установлен ограниченный режим природопользования на территории охранной зоны заповедника.
На территории заповедника зарегистрировано 122 вида птиц, среди которых редкие виды, занесённые в Красную книгу: скопа, беркут, орлан-белохвост, черный аист, европейская чернозобая гагара. На его территории встречаются около 370 видов высших сосудистых растений. В фауне заповедника насчитывается 38 видов млекопитающих. К многочисленным видам принадлежат заяц-беляк, бобр, водяная и рыжая полёвки, бурозубка обыкновенная. Имеется 6 видов пресмыкающихся и земноводных, 9 видов рыб.
Бортничеством у славян на Руси называлось пчеловодство, а бортниками — соответственно пчеловоды.
Пчеловод — профессия, существующая в мире уже множество веков. По началу пчеловоды обладали крайне скудной информацией о жизни пчелиных семей, а сбор меда больше напоминал охоту, в ходе которой люди собирались в группу, шли в лес, отыскивали дупла с находящимися в них пчелами и диким медом. Разоряли гнезда, вынимали мед и уносили его к себе. Безусловно, это занятие было очень опасным, требовало немало наблюдательности, ловкости, смелости и умения. Нужно ведь было не только отыскать в лесу дупло с диким медом, но каким-то образом влезть на дерево, выломать соты и суметь остаться в живых, избежав нападения разъяренных пчел. Пчелиную семью после этого, как правило, ждала гибель.
Однако шло время и опыт наблюдения за пчелами, передаваемый из поколения в поколение привел к возникновению новой формы пчеловодства – бортничеству. Таким образом гнезда пчел перестали разорять. Причем помимо естественных дупел, в некоторых деревьях, с мощными стволами, как правило на высоте около 4 метров (для недосягаемости животным) стали создавать искусственные дупла. А с обратной стороны дупла стали делать отверстие, которое на время закрывалось крышечкой из среза – должеей. Когда наступало время медосбора, крышечку открывали, мед выкачивали, а затем отверстие вновь закрывали. Таким образом пчелиные семьи не погибали, а такие вот дупла с пчелами у славян на Руси стали называть бортями, причем существовала традиция, что борти принадлежат тому, кто их первым обнаруживал, а чтобы не было путаницы на деревьях делали засечки или знаки, указывающие на бортника, которому принадлежат борти. В сущности появление бортничества у славян на Руси было большим шагом в сторону современного пчеловодства.
Пчеловоды-бортники умели не только обходиться с пчелами, понимая их поведение, но и стремились к сохранению и развитию семей, расширению хозяйства. Например, они не вынимали мед у молодых семей, так как знали, что это может привести к их смерти от голода, а во время роения заранее создавали дупла, куда сможет переселиться семья.
Помимо этого бортникам приходилось оберегать хозяйство от естественных врагов: дятлов, куниц, медведей.
Бортничество было весьма распространенным занятием у славян. Руднев Яков Иванович в своей книге “Русская земля. Природа страны, население и его промыслы” изданной в 1898 г. в Санкт-Петербурге писал «По всему Полесью на высоких деревьях вы встретите ульи. Нередко улей или два вместе укреплены между двумя близко стоящими деревьями. Это — борти, древнейший первобытный способ пчеловодства, любимого занятия древних славян — обитателей лесов. Здешний крестьянин считает грехом ловить рои: «Пчела — Божья тварь, вольная, грех принуждать ее» — говорит он. Пчеловодство издревле составляло здесь значительный промысел: воск вывозился по пути «Из варяг в греки».
Позднее бортники стали открывать пасеки возле дома, а для пчелиных семей создавали аналоги современных разборных ульев. – дуплянки – в кусках дуплистого дерева и колоды- долбленные ульи. Святыми покровителями бортничества у славян на Руси являются святые Зосима и Савватий. К ним обращались с молитвами о помощи при содержании пчел. С их имена связаны народные поговорки о пчеловодстве: “Рой роится – Зосима – Савва — веселится”, “Что у пчелы в соту, то Зосима – Савва — дали”. Бортники обязательно вешали иконку с изображением святых на пасеке.
Постепенно история бортничества приблизилась к нынешнему времени, когда в работе на пасеке стали использовать разборные ульи. Благодаря использованию разборных ульев пчеловодство, как отрасль, смогло достичь промышленных объемов получения меда. К тому же использование разборных ульев и современной техники позволило более детально исследовать жизнь пчелиной семьи и глубже понять поведение пчел, что дало возможность пчеловоду влиять на него, корректировать нежелательные события.
Но это не значит, что бортничество в своем первоначальном виде совершенно исчезло, и в наше время можно найти любительские пасеки, где пчеловоды используют борти для содержания пчел.
Новгородский Иван-чай – напиток янтарного цвета с лёгким цветочным вкусом и ароматом, которые он раскрывает постепенно. Чай обладает приятным, чуть терпким вкусом с примесью душистого цветочно-травяного аромата.
О пользе Иван-чая известно много и давно. Он оказывает благотворное влияние на все системы организма, повышает иммунитет, очищает от токсинов, стимулирует обмен веществ, восполняет жизненные силы. При постоянном применении новгородский Иван-чай используется в общем и профилактическом лечении многих заболеваний. А еще он непревзойденный антисептик.
Бескрайние леса, синее небо, чистый воздух, удаленность от производств и больших городов, ручной сбор наиболее ценных частей растений и тщательная просушка – всё это важно для вкусного и полезного новгородского Иван-чая.
У Иван-чая много имён, самые распространённые – кипрей, боровое зелье, богатырский чай, копорский чай, русский чай. Но, как не называй, это все он, истинно русский напиток. Первое упоминание о кипрее встречается ещё в древнерусских летописях XIII века. В них говорится, что 1242 году князь Александр Невский со своей дружиной освободил город Копорье от немецких рыцарей- крестоносцев. Войско князя сильно пострадало, и благодарные жители этого города лечили раненых воинов порошком из листьев кипрея, а ослабленных долгими боями поили отваром из этого растения. Рано утром в каждой крестьянской избе заваривали большой самовар с Иван-чаем. В течение дня вся семья утоляла им жажду и восстанавливала силы. Чай также поставляли к императорскому столу.
«Чуть зацветет иван-чай…»
«Чуть зацветет иван-чай,
С этого самого цвета,—
Раннее лето, прощай,
Здравствуй, полдневное лето.
Липа в ночной полумгле
Светит густой позолотой,
Дышит — как будто в дупле
Скрыты горячие соты.
От перестоя трава
Никнет в сухом опереньи.
Как жестяная, мертва
Темная зелень сирени.
Где-то уже позади
День равноденствие славит.
И не впервые дожди
В теплой листве шепелявят.
Не пропускай, отмечай
Снова и снова на свете
Легкую эту печаль,
Убыли-прибыли эти.
Всех их приветствуй с утра
Или под вечер с устатку…
Здравствуй, любая пора,
И проходи по порядку» А. Т. Твардовский
Дикоросы — дикорастущие полезные растения. Под этим термином обычно понимают дикорастущие, то есть не культивированые человеком растения, пригодные для употребления в пищу.
Дикоросами в первую очередь называют дикорастущие травы, зелень и корни которых могут использоваться в холодных и горячих блюдах. Так же употребляются в пищу плоды и клубни некоторых дикорастущих растений. Многие дикоросы – лекарственные растения. Иногда в понятие дикоросы включают и съедобные грибы, но они не принадлежат к царству растений, а были выделены (самое позднее во второй половине XX века) в отдельное царство грибов.
В Новгородской области произрастает большинство известных дикоросов.
Старая Русса — один из древних русских городов. Он возник и развивался благодаря богатому соляному промыслу. В XV—XVI веках он приносил богатые доходы. Казна получала здесь доходы от своих соляных варниц и пошлин — до 58 000 в год.
Старорусская соль действительно желтовата — с первого взгляда похожа на крошки от булки. На вид кристаллы соли довольно крупные. Но дробить и молоть соль не нужно. Ведь она очень нежная, растворяется на языке за доли секунды.
Старорусская соль уникальна. Про старорусскую соль ещё в летописях писали, что она рыжа да чиста. Рыжа – потому что в ней присутствуют соли магния и калия. Чиста – потому что она растворяется в воде без остатка.
Как и 1000 лет назад, соль получена методом выпаривания уникальной воды старорусских минеральных источников. Начало солеварения стало причиной возникновения города Старая Русса в X-XI вв. В XVI веке по отзывам иностранцев «лучшая соль, и в большом количестве, добывалась в Старой Руссе, где было много солеварен», а солеварение в Новгородских летописях называлось «Русский промысел».
Рушанин – это житель города Руса, теперь уже Старая Русса. Современные горожане именуют себя именно так. Благодаря раскопкам старорусской археологической экспедиции были найдены артефакты, позволившие воссоздать солеварни средних веков.
Изначально соль варили на церене (или черене), квадратной сковородке, которая ставилась на каменную печь. Воду для варки брали в летописном озере «Соленый студенец». Вода в былые времена подавалась из озера в варницу при помощи деревянного трубопровода. Рассол нагревался до 60-70 градусов, после чего отстаивался в специальных бочках, очищался от примесей и уже в чистом виде выпаривался, превращаясь в соль.
Факт: из 100 л воды получается 1,7 кг соли
Николай Иванович Железнов – русский ботаник и агроном, профессор Московского университета, академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, организатор и первый директор Петровской земледельческой и лесной академии в Москве. Жизнь и деятельность Николая Ивановича Железнова неразрывно связана с его имением «Матвейково». В 1847 году Николай Иванович женился на Вере Васильевне Зиновьевой, которая по завещанию отца получила в Новгородской губернии в Высокоостровском погосте Крестецкого уезда деревню Нароново с прилежащими деревеньками. Хутор Матвейково был частью приданого Веры Васильевны. Обследовав территорию имения, он решил в лесной глуши на заболоченном участке Матвейково, создать парк и обустроить научную Большой интерес представляют заложенные в середине 19 века Николаем Ивановичем Железновым искусственные посадки лиственницы, пихты сибирской, туи и других пород.
Лучшие экземпляры пихты в возрасте 130 лет достигают высоты 45 м, диаметра на высоте груди более 1м. Деревья лиственницы сибирской имеют соответственно показатели 38 м и 90 см, кедра сибирского – 26 м и 68 см. В аллейных посадках высота туи западной достигает 15 метров. Об успешности интродукции можно судить по наличию плодоношения и естественному возобновлению пород-экзотов в новых условиях. Пихта сибирская в обследованных участках возобновляется семенным путём, имеются плодоносящие экземпляры второго поколения пихты и подрост её до 2 тыс. штук на гектар, Выявлены также единичные участки с естественным возобновлением лиственницы сибирской. Уникальные насаждения служат большим украшением местности. лабораторию. Красивый барский дом, построенный в Матвейково, надолго станет любимым местом для всех членов семьи Железновых и их друзей.
В летнее время года Железнов проводил свои исследования на полях имения в Нароново. Он оборудовал небольшую лабораторию для проведения различных опытов – по акклиматизации растений, по оригинальной методике определения количества снега, проникающего в почву, изучению влияния подземного осушения почв на урожайность сельскохозяйственных растений посредством гончарного дренажа. Причем производство дренажных трубок было также налажено в имении. Н.И.Железнов был пионером в этой области в России. Созданная им дренажная система в 1856 году, действует до сих пор. В имении была устроена метеорологическая станция, и Николай Иванович приступил к наблюдениям за климатом Новгородской губернии. Вёл учёт показателей температуры воздуха, влажности, направления и силы ветра, количества облаков, дождя и снега. Помимо всех этих исследований Николай Иванович много внимания уделял садоводству. С 1853 по 1860 год он заложил лесной питомник, семена и растения для которого получал из Петербурга, Риги, Сибири и из-за границы.
В созданных приусадебных рощах наряду с местными породами росли пихты европейская и сибирская, кедр сибирский ,лиственница, сосна веймутова, туя западная, вяз, береза граболистная, боярышник белый, айва китайская, шелковица, плющ, разнообразные шиповники, бузина, свидина и многие другие породы интродуценты. Некоторая часть растений-экзотов погибла или пострадала в суровую зиму 1870-71 годах, когда в октябре без снега стояли морозы до 31 градуса. Для пересадки крупномерных деревьев Железнов сконструировал специальную машину – «подъемный снаряд». Российское общество садоводов высоко оценило эту работу, наградив ученого серебряной медалью.
Используя свое изобретение, осенью 1871 года академик успешно провел пересадку из загущенных насаждений многих крупномерных деревьев лиственницы, пихты, кедра сибирского, сосны веймутовой и вяза. В 1983 году под руководством известного ученого-биолога профессора Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева Н.Г.Васильева сотрудники ВНИИ охраны природы и заповедного дела провели исследование парка заложенного Н.И.Железновым в Матвейково. При этом была сделана мензульная съемка этого участка и подеревный учет пород-интродуцентов. Исследования показали хорошее естественное возобновление пихты и формирование на месте ельника кисличника пихтово-еловых насаждений.
Полученные результаты стали основой выделения заповедных участков. По выявленным уникальным участкам в Окуловском районе Александром Николаевичем Авдеевым были подготовлены необходимые материалы и оформлено специальное обоснование на признание их памятниками природы. Постановлением Госплана РСФСР от 24.09.1986 г. №199 урочище «Ровнушко» (бывшая усадьба дочери Н.И.Железнова Эмилии) получило статус государственного памятника природы республиканского значения «Роща академика Железнова».